Подготовка к ЕГЭ. Задание 9. Корни с чередованием. Теория
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подготовка к ЕГЭ. Задание 9. Корни с чередованием. Теория». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот ; макать перо в чернильницу ; обмакнуть хлеб в варенье. Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш ; ребенок намочил ноги ; намочить волос ы; промокнуть написанное. Зачем вообще нужно выделять корень слова и искать однокоренные слова? Дело в том, что один из основных принципов русской орфографии правописания — это морфемный принцип. Промокательная бумага, непромокаемый плащ, обмакнуть перо в чернила, вымокнуть под дождем, макать хлеб в молоко, рекорды пловцов, яркий поплавок, задачи с уравнением, подравняться в строю, заровнять поверхность, проскакать на лошади, земная равнина, проскочить мимо, прикоснуться к росточку, расстилаться по долине. В корнях бер- — бир-, дер- — дир-, мер- — мир-, пер- — пир-, тер- — тир-, блест- — блист-, жег- — жиг-, стел- — стил-, чет- — чит- пишется и , если дальше следует суффикс — а- : соб и рать, зад и рать, зам и рать, зап и рать, ст и рать, бл и стать, сж и гать, выч и тать, расст и лать; в противном случае пишется е : б е ру, д е ру, ум е реть, зап е реть, ст е реть, бл е стеть, выж е гший, выч е т, расст е лить.
Правило | Примеры |
---|---|
1. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением. | Громоздиться – громо́здкий, воображать, образ – обра́зчик, раздражать – дра́знит, умолять – мо́лит, умалять – ма́лый. |
2. Если под ударением пишется ё, то без ударения в том же слоге пишется е. | Чёркать – черкнуть, пёстрый – испещрить, твёрдый – затвердеть. |
3. В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а–ра, ла; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о–оро, оло. | Бразды – борозда, облако – оболочка, охлаждение – холод, возглас – голос, ограда – огородить, глава – голова, сокращать – короткий. |
4. Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю). | Возражать, наваждение, аромат, панорама, лабиринт, лотерея, бетон, кастрюля, привилегия, этикет. |
Чередование гласных и согласных в корне (200 примеров)
- к а с а ться, к а с а ние, к а с а тельная, прик а с а ться;
- прикосновение, прикоснуться, коснись;
- изл а г а ть, прил а г а ть, прил а г а ю, предл а г а ть, нал а г а ть;
- изложить, изложение, приложить, приложение, предложить, предложение, заложить, обложной.
- гор е ть, гор е лка, загор е ть, загор е лый, загор е вшийся, загор а ть, угор е ть, угор е лый, подгор е ть, подгор е лый, подгор е вший, погор е лец, сгор е ть, несгор а емый, выгор а ть, выгор е ть, выгор а ние,возгор а ть, возгор а ние, перегор е ть;
- заг а р, уг а р, уг а рный.
- поклон е ние, поклон и ться, поклон и сь, поклон я ться, склон е ние;
- кл а няться, укл о н, покл о н, Покл о нная гора;
- твор и ть, твор е ние, твор е ц, сотвор и ть, сотвор е ние;
- тв а рь, тлетв о рный, затв о р, притв о р.
Корни с чередованием О, Ё после шипящих
Гласные в корне после шипящих могут чередоваться О с Ё, И с Ы. у каждого ряда своя историческая судьба и морфемное объяснение. Например, О / Ё заменяют друг друга в словах, где раньше писалась старославянская буква Ять (Ѣ).
Если вы затрудняетесь, что выбрать О или Ё, то к проверяемому слову нужно подобрать такое однокоренное, чтобы в корне произошла замена с Ё на Е.
- Если такая замена оказалась возможна, то пишем Ё:
чёрный – чернь
,печёнка – печень
,жёлудь – желудёвый
. - В обратном случае, если нет явной замены, пишем О:
шок – шокировать
,шоколад – шоколадница
.
- Внимательно смотрим на корень, так как порой составители теста могут написать слово с похожим сочетанием букв.
Дирижер (словарное), хотя можно подумать, что здесь корень дир—дер.
- Как мы помним, у однокоренных слов есть общее лексическое значение. Составители могут поймать вас в ловушку с помощью слов, в которых нет чередования. Например:
- мирить (друзей) (проверяется словом “мИр”);
- горная (местность) (проверочное слово “гОры”);
- косить (траву) (проверочное слово “кОсы”).
Для того чтобы избежать потери баллов, внимательно прочитайте табличку сверху, обратите внимание на значение слов.
Такие похожие корни называют омонимичными.
Омонимия — это совпадение слов и других единиц языка по звучанию и написанию, но расхождение по лексическому значению.
- Не забывайте о чередовании А (Я) //ИМ (ИН).
- Исключения тоже являются словами с чередованиями, особенными они называются только потому, что гласная пишется не по правилу.
Корень с чередованием дал дол
Например: подводник. Данное имя существительное состоит из 4 морфем: -вод- — корень, общая часть родственных слов, составляет основу лексического значения слова; под- — приставка, указывает на положение в пространстве — ниже чего-либо; -ник — суффикс, указывает на человека по роду деятельности.
Мы предполагаем, что вам понравилась эта презентация. Чтобы скачать ее, порекомендуйте, пожалуйста, эту презентацию своим друзьям в любой соц. Кнопочки находятся чуть ниже. Презентация была опубликована 6 лет назад пользователем mein Морфемика от греч. Слова состоят из значимых частей, или морфем: корней, приставок, суффиксов, окончаний. Морфемы — это минимальные значимые части слова. Они образуют морфемный состав языка. Каждая морфема имеет свое значение.
Как найти в слове корень
Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть: берёза — березняк, берёзонька, берёзовый, подберёзовик.
носорог, водолаз, ледокол, змеелов, стеклорез, ледоход, вертолёт, углевоз, скалолаз, пешеход, пылесос, сталевар, овощевод, камнепад, рыболов
- Выскажите своё мнение: в данных словах один корень или два? От каких слов образовалось каждое слово? Как вы думаете, почему эти слова называют сложными?
- Спишите любую группу слов в алфавитном порядке.
- Выделите в сложных словах корни: . Подчеркните буквы о или е, которые соединяют корни сложных слов.
Сне ж ок, сне ж инка, сне г овик, сне ж ный Попробуйте произнести все эти слова с корнем снег Дру ж ок, подру г а, дру ж ный, дру ж ить, дру з ья Попробуйте произнести все эти слова с корнем друг Решаем проблему, открываем новые знания — Почему заменяется последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах? — Какое слово было родоначальником всех остальных? Допишите его. — Какой звук был исходным, основным? Каким он заменился ? — Какой вывод можно сделать на основе наблюдений? [ г/ж/ з ] [ г/ж ]
Как-то Много лет назад Посадили странный сад . Не был он фруктовым, Был он только словом. Это слово, Слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вспоминаем то, что знаем — Прочитайте стихотворение. — О чем это стихотворение? — Почему поэт называет сад странным? — Прочитайте выделенные слова, выпишите их.
Корни с чередованием. Все правила
Как найти корень? Здесь часто начинают возникать трудности. Корень – это общая часть всех родственных слов.
Если за корнем стоит суффикс А, то в корне пишем букву И, но если суффикса А нет, то в корне пишется буква Е:
- -бир-а // -бер- (собИрать — забЕрёшь)
- -пир-а // -пер- (запИрает — подпЕреть)
- -дир-а //-дер- (сдИрать — дЕрёт)
- -тир-а // -тер- (стИрать — вытЕреть)
- -жиг-а //-жеч- (сжИгать — сжЕчь)
- -блист-а // -блест- ( блИстать — блЕстеть)
- -стил-а // -стел- (перестИлать — застЕлешь)
- -чит-а //-чест- (почИтать — почЕсти)
- -мир-а //-мер- ( замИрал — замЕреть)
Последние два исключения можно и не запоминать, т.к. буква в них находится под ударением, ошибиться невозможно.
К примеру, не нужно смешивать их с причастием «плавящийся», родственному словам: плавить, тугоплавкий, плавка (металла).
К счастью, слов с безударными чередующимися гласными, в которых часто допускаются ошибки, сравнительно немного: не более трёх десятков. Эти слова проще выучить как словарные, чем запоминать все пункты правила.
Чередование гласных и согласных в корне слова
3) СтИлистический. Проверочное слово — стИль. Корень -стил- не является чередующимся в данном случае, т.к. отличается по значению (“совокупность художественных средств, характерных для произведений искусства какого-нибудь творца, эпохи или нации”). Корни с чередованием -стел-/-стил- будут иметь значения, связанные с понятием “расстилать по поверхности, распространять по поверхности или низко над поверхностью”.
СтИлистический. Проверочное слово — стИль. Корень -стил- не является чередующимся в данном случае, т.к. отличается по значению (“совокупность художественных средств, характерных для произведений искусства какого-нибудь творца, эпохи или нации”). Корни с чередованием -стел-/-стил- будут иметь значения, связанные с понятием “расстилать по поверхности, распространять по поверхности или низко над поверхностью”.
Корни с чередованием – тема, вызывающая наибольшие трудности в изучении русской орфографии. Исторически они восходят к различным источникам пополнения русского языка, к этимологии слов.
Не секрет, что наш язык – потомок старославянского, соответственно, вариативность связана с тем, что часть лексических единиц была перенесена из него, а другая часть образовалась уже непосредственно в древнерусском языке.
Потому-то и происходит путаница.
Для начала разберем безударные позиции, когда следует писать букву «о». Прежде всего это корни -гор-/-гар-: загар – загорелый; угар – подгореть; разгореться – разгар. Следует отметить, что под ударением следует писать ту букву, которая отчетливо слышится.
Есть у правила исключения, это слова изгарь, пригарь, выгарки. Интересна этимология данных корней. Исторически слова горе и гореть – однокоренные. Горем называли то, что жжет, мучает изнутри.
А вот прилагательное горячий начинает свое существование со «Слова о полку Игореве».
Восьмое задание ЕГЭ по Русскому проверяет навыки выпускников в области правильного написания слов. За его правильное выполнение можно получить один первичный балл. В задании нужно найти слово, в котором пропущена определенная гласная – или проверяемая, или непроверяемая, или чередующаяся.
Для этого нужно хорошо разбираться в правописании корней с проверяемыми безударными гласными, чередующимися гласными, а также словарных слов, верный вариант написания которых нужно запомнить. Для облегчения повторения данной темы мы приводим теорию, основанную на материалах восьмого задания ЕГЭ.
Это – самый легкий вариант; для ее определения нужно подобрать такую форму слова, в которой гласная окажется под ударением. Например, «примирять», «хвастун», «зачерствевший» проверяются словами «мир», «хвастаться», «чёрствый».
Иногда по слову без гласной сложно определить его значение, например «ув…дать» можно понять и как «увидать», и как «увядать». Это учтено при разработке заданий экзамена: подобные слова приводятся в контекстном словосочетании.
Сне ж ок, сне ж инка, сне г овик, сне ж ный Попробуйте произнести все эти слова с корнем снег Дру ж ок, подру г а, дру ж ный, дру ж ить, дру з ья Попробуйте произнести все эти слова с корнем друг Решаем проблему, открываем новые знания — Почему заменяется последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах? — Какое слово было родоначальником всех остальных? Допишите его. — Какой звук был исходным, основным? Каким он заменился ? — Какой вывод можно сделать на основе наблюдений? [ г/ж/ з ] [ г/ж ]
Как-то Много лет назад Посадили странный сад . Не был он фруктовым, Был он только словом. Это слово, Слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вспоминаем то, что знаем — Прочитайте стихотворение. — О чем это стихотворение? — Почему поэт называет сад странным? — Прочитайте выделенные слова, выпишите их.
Например, -мак-/-мок-: здесь следует обратить внимание на процесс.
Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот; макать перо в чернильницу; обмакнуть хлеб в варенье.
Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш; ребенок намочил ноги; намочить волосы; промокнуть написанное.
Зачем вообще нужно выделять корень слова и искать однокоренные слова? Дело в том, что один из основных принципов русской орфографии (правописания) – это морфемный принцип. Он проявляется, например, в правиле «Безударная гласная в корне слова» или в правиле «Непроизносимая согласная в корне слова».
Чередование О/А 3.Зависит от значения слова: -ровн- Значение «РОВНЫЙ, ГЛАДКИЙ» Сровнять, выровнять -мок- Значение «МОКНУТЬ, ВПИТЫВАТЬ» промокашка Запомните: -равн- Значение «РАВНЫЙ, ОДИНАКОВЫЙ» Сравнять счет, равнялись -мак- Значение «МАКАТЬ В ЖИДКОСТЬ» Обмакнуть Равнина, ровесник, уровень, поровну
а) Учёные считают, что слово благотворительность впервые употребил Карамзин.
В состав этого слова входит весьма распространённое в словосложениях благо (хороший, приятный; польза, добро): благоговеть (благо + говеть) — выражать учтивость; поститься (Он благоговел перед ним); благоденствие (благо + денствие (от день); буквально «хорошие дни»; благополучие (благо + полука — судьба, случай; ср.: злополучный); благословить (благо + словить (от слова) — буквально «доброе слово, напутствие»; благоприятный (благо + приятный) — принимаемый, угодный.
Интересное: Запрет на рыбалку в оренбургской области 2019
Промокательная бумага, непромокаемый плащ, обмакнуть перо в чернила, вымокнуть под дождем, макать хлеб в молоко, рекорды пловцов, яркий поплавок, задачи с уравнением, подравняться в строю, заровнять поверхность, проскакать на лошади, земная равнина, проскочить мимо, прикоснуться к росточку, расстилаться по долине.
Подскажите правило! Дол и дал. Когда как пишется?
1. Зависимость от ударения
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
Гар-/гор- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о), в безударном положении пишется о. | Зага́р – загорелый, угореть, погорелец. | Пригарь, изгарь, выгарки. |
Клан-/клон- | Кла́няться, покло́н – поклониться, склонять, наклонение, склонение. | ||
Твар-/твор- | Тва́рь, тво́рчество – творить, сотворить, претворить, притвориться. | Утварь. | |
Зар-/зор- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о), в безударном положении пишется а. | За́рево, зо́рька – заря, зарница, озарять. | Зоревать, зорянка. |
Плав-/плов- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а, о, или ы), в безударном положении пишется а. | Пла́вать, плы́ть – плавучесть, поплавок, жук-плавунец. | Пловец, пловчиха; плывуны |
Надо слова с корнями «дал » и «дол».
12.
В корнях бер- — бир-, дер- — дир-, мер- — мир-, пер- — пир-, тер- — тир-, блест- — блист-, жег- — жиг-, стел-— стил-, чет- — чит- пишется и, если дальше следует суффикс — а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.
Исключения: сочетать, сочетание.
Написание зависит от суффикса –а- | |||
-бер-бирА–дер-дирА–мер-мирА–пер-пирА–тер-тирА–блест-блистА–жег-жигА–стел-стилА–чет-читА-исключения: сочетать, сочетание, словосочетание, чета (пара) | -касА- если после корня стоит суф.-а- прикасаться; -кос- если нет суф.-а-коснуться | -лагА- если после корня стоит суф. –а-прилагательное;-лож- если нет суф. -а- предложениеисключения: полог | -а(я)-им(ин)- сочетания -им(ин)-пишутся после суффикса -а- сжимАть-сжать, снимАть-снять,понимАть-понять,запоминАть-память |
Рассмотрим ещё один тип корней с чередующимися гласными а-о.
Повторим: нельзя проверять ударением безударный гласный в корне -гор- («а» пишется только под ударением: угар, угарный, загар, нагар, огарок, разгар – таких слов мало).
Нет смысла искать суффикс -а- после корня. Но даже если вы его найдёте, знайте – он не влияет на выбор буквы «а» (подгорать, выгорать, пригорать).
Гласная зависит от согласной
В корнях -лаг- и -лож-, -раст- (-ращ-) и -рос-, -скак- и -скоч- правописание гласной в корне зависит от следующей за ней согласной буквы.
В корнях -лаг- и -лож- перед г пишется а, перед ж — о, например:
слагать – сложить,
прилагать – приложить.
В корнях -раст- (-ращ-) и -рос- перед ст и щ пишется а, во всех остальных случаях — о, например:
выращивать, вырастить, выросли.
Исключения: отрасль, росток, Ростов, Ростислав, ростовщик.
В корнях -скак- и -скоч- перед к пишется а, перед ч — о, например:
скакал – вскочил.
Исключения: скачок, скачу.
Корни с чередованием ИМ, ИН
В корнях -ча- и -чин-, -мя- и -мин-, -жа- и -жин-, -ня- и -ним-, -кля- и -клин- буква и пишется, если после корня следует суффикс -а-, например:
начал – начинаем,
мять – сминать,
сжать – сжимать,
принять – принимать,
проклятие – заклинание.
Чередование гласных и согласных в корне (200 примеров)
- к а с а ться, к а с а ние, к а с а тельная, прик а с а ться;
- прикосновение, прикоснуться, коснись;
- изл а г а ть, прил а г а ть, прил а г а ю, предл а г а ть, нал а г а ть;
- изложить, изложение, приложить, приложение, предложить, предложение, заложить, обложной.
- гор е ть, гор е лка, загор е ть, загор е лый, загор е вшийся, загор а ть, угор е ть, угор е лый, подгор е ть, подгор е лый, подгор е вший, погор е лец, сгор е ть, несгор а емый, выгор а ть, выгор е ть, выгор а ние,возгор а ть, возгор а ние, перегор е ть;
- заг а р, уг а р, уг а рный.
- поклон е ние, поклон и ться, поклон и сь, поклон я ться, склон е ние;
- кл а няться, укл о н, покл о н, Покл о нная гора;
- твор и ть, твор е ние, твор е ц, сотвор и ть, сотвор е ние;
- тв а рь, тлетв о рный, затв о р, притв о р.
Правило | Примеры |
---|---|
1. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением. | Громоздиться – громо́здкий, воображать, образ – обра́зчик, раздражать – дра́знит, умолять – мо́лит, умалять – ма́лый. |
2. Если под ударением пишется ё, то без ударения в том же слоге пишется е. | Чёркать – черкнуть, пёстрый – испещрить, твёрдый – затвердеть. |
3. В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а–ра, ла; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о–оро, оло. | Бразды – борозда, облако – оболочка, охлаждение – холод, возглас – голос, ограда – огородить, глава – голова, сокращать – короткий. |
4. Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю). | Возражать, наваждение, аромат, панорама, лабиринт, лотерея, бетон, кастрюля, привилегия, этикет. |