Наезд на яму: получаем компенсацию за разбитое авто

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Наезд на яму: получаем компенсацию за разбитое авто». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если водитель повредил автомобиль из-за ямы — случай считается страховым, поэтому КАСКО обязана покрыть ущерб. Для получения выплаты необходимо оформить ДТП по стандартным правилам: вызвать на место происшествия страховщика или сотрудника ГИБДД, и подать заявление. К виновнику случившегося — как правило, дорожной службе, страховая компания обращается без участия пострадавшего. Не каждое дело требует подключения суда, иногда удается закрыть вопрос мирно.

Верховный Суд РФ разъяснил, когда водителя нельзя наказывать за попадание в яму на дороге

Верховный Суд РФ указал чиновникам, что они несут большую ответственность за обеспечение безопасного движения, чем водитель, который мог выбрать неправильный маневр на дороге.

Обязанность властей следить за хорошим состоянием дорог, вовремя ремонтировать дорожное полотно или хотя бы обеспечивать участки с большими ямами дорожными знаками стоит в приоритете, отмечает высшая инстанция.

Верховный Суд РФ подчеркивает, что при несоблюдении этих условий ни власти, ни суды не имеют права перекладывать вину за попадание машины в выбоины на водителя.

Так, Верховный Суд РФ разбирал спор жителя г.Омска с местным «Управлением дорожного хозяйства и благоустройства». Из материалов дела следует, что водитель ехал по затопленной водой дороге, на которой не было ни ограждений, ни предупреждающих знаков.

В итоге автомобиль провалился в яму, из-за чего двигатель перестал работать. Вызванные на место аварии инспекторы ГИБДД подтвердили, что вины автовладельца нет и вынесли определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Водитель посчитал, что чиновники должны выплатить ему компенсацию и обратился в суд. Куйбышевский суд г.

Допустимый размер выбоин на дорогах

Проезжую часть обычно невозможно представить себе идеально гладкой в течение долгого промежутка времени. Природа, погода делают свое, и бороться с этим дорожные строители пока не научились.

Поэтому, в РФ существуют стандарты в части максимально допустимого размера разрушений дорожного покрытия.

Так, с 1 сентября 2018 года вступили в силу положения ГОСТ Р 50597-2017, носящего название «Дороги автомобильные и улицы». Правда, в нем не описано, что считается ямой на дороге. Вместо этого используются такие понятия, как выбоина, пролом, просадка.

В пункте 5.1 рассматриваемого документа содержится таблица, определяющая размер вероятных дефектов. Если говорить о яме (в бытовом смысле этого слова), то она не должна превышать по длине 15 см., и в части глубины 5 см..

Если водитель столкнулся с такой неприятностью, он должен сам произвести необходимые замеры. И обязательно настаивать на том, чтобы это сделал экипаж ГИБДД. При этом все данные должны быть вписаны в протокол об административном правонарушении.

Попадание в яму — это ДТП или нет?


Согласно пункту 1.2 ПДД, дорожно-транспортным происшествием называется событие, произошедшее в процессе перемещения по дороге транспорта и с его участием в результате которого пострадали люди или был причинён материальный ущерб автотранспортному средству, строениям или грузам.

Так как автомобиль до въезда в дорожную яму совершал движение и в результате дефекта полотна получил различные механические повреждения, то подобный случай подпадает под определение ДТП.

Последствиями такой аварии могут стать пробитые колёса, погнутые диски, оторванный бампер или глушитель, сломанная подвеска, повреждения в двигателе, о которых сигнализирует загоревшийся чек, вмятины и царапины на кузове.

Не каждый просадок, выбоина, насыпь, канава или открытый люк могут стать поводом для взыскания компенсации. Предельное значение характеристик эксплуатационного состояния дорожного полотна устанавливает в России ГОСТ. Его требования определяют, что ямы не должны быть больше 15 см. длиной, 60 см. шириной и 5 см. глубиной. Превышающий эти параметры дефект обязан быть устранён дорожной службой в течение 10 суток.

Оформить Дорожно транспортное происшествие, если попали в яму на дороге?

После того, как ваш автомобиль попал в дорожную яму, выбоину или открытый люк, и получил механическое повреждение, Вам необходимо оформить ДТП. Убедитесь, что на дороге не было предупреждающих знаков о том, что на дороге идет ремонт или предупреждение о неровностях на дороге. Кроме того, убедитесь, что сами вы не нарушали правила дорожного движения. Нужно понимать, что повреждение могут иметь скрытый характер, поэтому вызывать сотрудников полиции необходимо в обязательном порядке. Если сотрудники органов внутренних дел отказываются приехать и оформить ДТП из-за ямы на дороге, необходимо жаловаться в прокуратуру и фиксировать дорожно транспортное происшествие своими силами. Для этого можно использовать фотоаппарат и видеокамеру, также не лишним будет найти свидетелей происшествия на месте и взять их контактные данные.

Можно ли оформить попадание в яму как ДТП?

Мы знаем, что ДТП – это столкновение автомобилей, которое привело к определенным механическим повреждениях, травмам людей, принесло материальный ущерб. Но в законах РФ указана более обширная формулировка. Дорожно-транспортным происшествием считается любое происшествие, которое произошло в процессе передвижения автомобиля и привело к травмам или смерти людей, к механическим повреждения и нанесению материальных убытков владельцу транспортного средства, а также государству, дорожным службам, предприятиям, на балансе которых находится участок дороги.

Читайте также:  Меры социальной поддержки членов семей лиц, проходивших военную службу

Есть преимущества того, что попадание в яму – это ДТП:

  • вы можете вызвать полицию и задокументировать происшествие, это увеличивает ваши шансы на получение необходимой компенсации для последующего ремонта авто;
  • всегда есть определенная организация, которая ответственна за тот или иной участок дороги – это и будет сторона, которая обязана компенсировать ущерб водителю;
  • возможно разбирательство в суде, если досудебные процессы не привели к согласию сторон по компенсации за причиненный ущерб;
  • всегда есть возможность привлечь свидетелей, которые видели момент ДТП, а также оперировать съемкой с видеорегистратора или другого устройства фиксации.

Как самостоятельно зафиксировать факт попадания в яму и повреждения авто?

Если у Вас есть регистратор, и он был включен в момент попадания в яму, то будет значительно проще доказать факт повреждения автомобиля по причине некачественного дорожного покрытия.

Производим фото и видеосъемку.

Сделайте фотографии места ДТП. На фотографиях должно быть видно не только яму, но и расположение Вашего авто, относительно ямы. Делайте фотографии так, чтобы на них был виден участок дороги, Ваш автомобиль с государственным регистрационным знаком, а также сами повреждения дороги. Обязательно должно быть видно находящиеся рядом здания и сооружения, то есть должна быть привязка к местности.

Если повреждения авто видимые, то обязательно зафиксируйте их. Самые распространенные повреждения, это помятые колесные диски, пробитые покрышки, сломанные передние бампера, поврежденные элементы подвески, помятые пороги авто, локеры, брызговики, колесные арки.

Бывают и более серьезные последствия, когда по причине попадания в яму или колею, автомобиль просто вылетал с дороги, терял управление и сталкивался с другими авто.

Обязательно снимите несколько видео записей, где зафиксируйте все в подробностях. Снимите автомобиль, повреждения, неровности дороги, тормозной путь, расположение автомобиля на дороге, близлежащие здания и сооружения.

Свидетели.

Свидетели, это всегда проблема, особенно в таких ситуациях. Но все же, если они были, и согласны в случае необходимости выступить в качестве таковых, то обязательно возьмите у них данные, а также введите в курс дела. Расскажите им, как все произошло, а также покажите последствия.

Замеры ямы.

Нам понадобятся все имеющиеся у нас доказательства. Поэтому, замеряем яму при помощи измерительного инструмента. Подойдет рулетка, в крайнем случае линейка и ровная рейка (что выступит в ее качестве решать Вам), но если есть рулетка, то ее будет достаточно.

Заснимите на видео процесс замера параметров ямы. Измерьте длину, ширину и глубину неровностей. Если это лужа и под водой не видно какой глубины яма, то ничего страшного в том, что на видео будет отчетливо видно, как вы погружаете шкалу рулетки вглубь лужи и показываете, какой примерно глубины яма. Не забудьте положить поперечную рейку, чтобы обозначить верхний край ямы.

Запишите размеры ямы и сравните их допустимыми размерами по ГОСТ. Да, Вы все правильно поняли, мало попасть в яму, ее размеры должны превышать установленные ГОСТом нормы для таких ям.

Если в протоколе Вам ставят пункт 10.1 ПДД

Внимательно ознакомьтесь с протоколом, это очень важный документ. Если подпишите его не глядя, то в дальнейшем, могут быть проблемы. Инспекторы любят обвинять водителей в том, что они не соблюдали пункт 10.1 ПДД, который требует следующее:

Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Как я говорил, вся Ваша ситуация должна быть построена на том, что Вы выполняли все требования пункта 10.1 ПДД, но возможности своевременно обнаружить повреждения дорожного полотна у Вас не было.

Если ставят пункт 10.1 ПДД, то в протоколе пишем, что Вы не согласны с вменяемым нарушением, так как соблюдали ПДД, а яму просто на просто невозможно было обнаружить своевременно.

Но если поставили, значит поставили. Обжалуйте данный протокол в судебном порядке, у Вас есть на это право в течение 10 дней, с момента его вынесения. Если не удалось обжаловать в судебном порядке, не все так плохо.

Есть решение № 2-635/2017 2-9/2018 2-9/2018 (2-635/2017;) ~ М-599/2017 М-599/2017 от 7 июня 2018 г. по делу № 2-635/2017. Ситуация заключалась в том, что потерпевшего обвинили в том, что он не соблюдал ПДД и нарушил пункт 10.1. Так собственно оно и было, что подтверждалось заключением автотехнической экспертизы. Но в суде было доказано, что яму, даже при соблюдении пресловутого пункта 10.1 ПДД, невозможно было вовремя увидеть и принять меры, позволившие не наехать на нее. В итоге все закончилось тем, что водителя обвинили в ДТП только на 40%, что позволило взыскать ему с дорожной службы 60% от суммы ущерба. Ознакомьтесь с решением, и Вы сами все увидите и поймете.

Я лишь резюмирую, что даже если Вам вменили пункт 10.1 ПДД, в судебном порядке, после проведения автотехнической экспертизы, данный пункт, может быть легко отменен.

Неужели все так просто?

Бывает по-разному. В судебной практике есть много решений в пользу водителей. Но не всем удается получить компенсацию в таких случаях. Кто-то останавливается на второй инстанции, кто-то годами ищет виноватых.

Например, если на дороге не яма, а открытый люк, дорожная служба уже не виновата: нужно предъявлять иск к владельцу люка. А это не всегда водоканал: в частном секторе люки могут принадлежать домовладельцам, причем непонятно, кому именно. Люк может вообще не стоять на балансе и даже быть незарегистрированным. Вроде бы и владельцы есть, а ущерб взыскивать не с кого. Или все оформлено на пенсионера и денег не дождаться.

Читайте также:  Технический Паспорт Информационной Системы Персональных Данных В Школе 2021

Еще коммунальные службы могли выставить ограждение, а его сбила другая машина. Формально водитель не виноват, но и службы привлечь к ответственности сложно.

Или знаки стояли, а освещение не работало. Непонятно, кто тогда виноват: дорожная служба или городские электросети. Дело может затянуться на годы.

Машину можно сильно повредить даже из-за небольшой выбоины. Но если она хоть на сантиметр меньше лимита по госту, суд выиграть будет сложно.

Проще всего оформить каско: тогда по судам будет ходить страховая компания. Или заранее требовать от властей отремонтировать дорогу. Может быть, вы сами знаете, что там яма, а другой водитель нет. Если молчать и объезжать опасные выбоины, ничего и не изменится.

Что делать, если попал в яму

Водитель должен включить аварийку, надеть светоотражающий жилет (в темное время суток вне города), выставить знак аварийной остановки и осмотреть место происшествия. При выходе из машины водителю стоит убедиться, что на дороге нет других авто.

Затем автовладельцу необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. В это время нужно сфотографировать место происшествия, чтобы было видно автомобиль и его повреждения, улицу или местность, где произошла авария, дорожные знаки и разметку. Также водитель должен измерить глубину, высоту и длину ямы на дороге, сфотографировать их с линейкой или рулеткой. Если нечем определить размер ямы, то ждите полицейского, который сделает нужные фото.

Если машина мешает проезжающим мимо авто, то следует убрать её с дороги. Также водителю нужно записать фамилии и имена очевидцев аварии, чтобы в дальнейшем они могли дать свои пояснения сотруднику ДПС.

На месте происшествия полицейский сначала составит схему аварии, в которой отразит:

  1. участок дороги, улицы, населенного пункта, где произошла авария;
  2. ограждения, тротуары, газоны, здания (при наличии);
  3. положение автомобиля после ДТП, следы торможения, расположение поврежденных деталей и осколков;
  4. размеры дорожной ямы (длина, ширина, глубина).

Допустимый размер выбоины и ямы по ГОСТу?

Нормативный акт для ям и колдобин действительно существует. И называется он ГОСТ Р 50597-93. В этом документе указаны требования, предъявляемые к состоянию дорожного полотна, которые является допустимым для обеспечения безопасных условий при организации дорожного движения.

Помимо общих требований в документе чётко расписаны параметры эксплуатационного состояния асфальтового покрытия на улицах городов и иных населенных пунктов. Данный ГОСТ содержит информацию и о требованиях, которые применяются к техническому состоянию всех средств, используемых при организации дорожного движения.

Если эксплуатационное состояние асфальта не соответствует параметрам, прописанным в документе, то на него должно быть введено ограничение, подразумевающее даже запрет проезда по такому участку дороги вплоть до устранения несоответствий.

По рассматриваемому вопросу следует внимательно ознакомиться с пунктом 3.1.1 указанного ГОСТа, который гласит, что покрытие дороги не должно быть с просадками, выбоинами, иными повреждениями, которые могут затруднять передвижение автомобилей со скоростью, разрешенной на данном участке дороге ПДД.

Есть ещё и пункт 3.1.2, в котором подробно прописаны максимально допустимые размеры ям на асфальтовом покрытии. Так длина повреждений асфальта не может быть больше 15 сантиметров, а их ширина и глубина ям не должны быть более 60 и 5 сантиметров соответственно.

Если автомобиль получил повреждения при попадании в яму, не соответствующую размерам, прописанным в ГОСТе, то ответственность за такое обстоятельство ложиться на организацию, обслуживающую этот участок дороги.

Как оформить ДТП по приезду ГИБДД?

Оформление документов с фотографии будут после оформления документов на месте происшествия. По этой причине важно разобраться, как вести себя на месте после прибытия автоинспекторов.

В первую очередь, контролируйте сотрудника полиции на предмет правильности оформления факта ДТП.

При составлении схемы происшествия важно следить за тем, чтобы в протоколе были чётко прописаны следующие обстоятельства:

  1. Размеры повреждения дорожного полотна;
  2. Место нахождения ямы по отношению к краю проезжей части;
  3. Место расположения машины после попадания в яму;
  4. След тормозного пути колес;
  5. Факт не установленных предупреждающих знаков или ограждения.

Если любая из указанной информация отсутствует в схеме места происшествия, тогда надо настоять на том, чтобы сотрудник ГИБДД её пометил.

Перечень бумаг, которые должны быть составлены автоинспектором и в последующем потребуются для получения материальной компенсации, выглядит так:

  • справка о случившемся ДТП;
  • его схема;
  • протокол проведения осмотра места ДТП;
  • административный протокол, который составляется на основании статьи КоАП под номером 12.34. Эта статья подразумевает наказание должностных лиц за невыполнение ими требований, способствующих обеспечению безопасности в процессе организации движения во время проведения ремонтных работ на дороге;
  • постановление по возбуждению административного дела в отношении дорожной организации и её должностных лиц, которые отвечают за состояние дороги на данном участке.

Кроме того, автовладельцу потребуется акт обследования дорожных условий на месте происшествия. Этот документ составляет сотрудник ГИБДД. Указанный акт включает в себя чёткое описание дорожных условий с мельчайшими подробностями.

Необходимость последнего акта обусловлена тем, что по специфике судебных разбирательств по выплате компенсации, автовладелец обязан предоставить доказательства несоответствия условий на дороге имеющимся требованиям ГОСТов.

Как только дорожник выявлен, пускай и с помощью прокуратуры, важно не торопиться бежать в суд, а посетить отдел автоинспекции, сотрудники которого занимались оформлением документации. Здесь стоит запросить справку о ДТП и заверенную копию административного протокола, который составлен в отношении должностных лиц или всего предприятия дорожной службы. Кроме того, потребуется ещё и копия постановления по возбуждению административного процесса.

Читайте также:  Как получить статус малоимущей семьи в Перми в 2023 году

Кстати, не нужно удивляться тому, что акт обследования места происшествия, который оформляется сотрудником ГИБДД на месте, остаётся в отделении дорожной полиции. Дело в том, что этот документ находится в материале, который был собран ГИБДД. Весь пакет документов будет запрашивать суд при рассмотрении ходатайства по возмещению ущерба автовладельцу. Так что никуда указанный акт из дела не исчезнет.

Только теперь можно готовиться непосредственно к этапу получения компенсации за причиненный автомобилю ущерб.

Водители на состояние проезжей части жалуются регулярно и все пытаются разглядеть уплаченный из собственного кошелька дорожный сбор, укатанный в асфальт. Но ямы есть, причем речь не только о дворовых проездах и дорогах местного значения, но также и о скоростных трассах вроде Минской кольцевой автодороги.

Специалисты говорят о неблагоприятной погоде. Перепады температуры и большое количество влаги приводят к разрушению дорожного полотна. В плохую погоду на трассе с интенсивным движением поврежденный участок начинает быстро разрушаться. Дорожники отмечают, что яма глубиной 15 см может образоваться всего за какой-нибудь час.

Не всегда возможно провести серьезные ремонтные работы на большом отрезке автодороги, поэтому дорожные службы действуют точечно: находят яму и заделывают ее латкой. Это временная мера, которая, впрочем, не решает всей проблемы. Даже если латка сама по себе способна выдерживать нагрузки, асфальт в этом месте уже поврежден, целостность его нарушена, и он продолжит разрушаться. И рядом с новой латкой в скором времени может появиться новая яма.

Причем временная латка — это еще не самый плохой вариант. Если речь не идет о скоростной дороге, то может быть выбран другой способ отремонтировать проезжую часть. Наш читатель, к примеру, рассказал, что после его жалобы о яме на улице Макаенка в Минске, ее засыпали песком. У водителей есть опасения, что с учетом погодных условий такое решение не будет эффективным.

Доказательства для суда

Для того чтобы получить компенсацию за причинённый машине ущерб при попадании в яму, необходимо собрать доказательства вины в произошедшем не водителя, а организации, отвечающей за состояние конкретного участка дороги.

Прежде всего следует выяснить и записать координаты не менее двух очевидцев ДТП, сфотографировать или снять на видео место происшествия с помощью подручных технических средств.

На фотографиях важно отобразить:

  • координаты места аварии (название улицы, номер дома);
  • пострадавшее транспортное средство с государственным номером;
  • все видимые механические повреждения;
  • дефект дорожного полотна, ставший причиной ДТП;
  • общее состояние дороги, тормозной путь;
  • отсутствие рядом необходимых ограждений, предупреждающих о наличии ямы или выбоины знаков, правильность их установки и читаемость.

Когда можно получить страховку

Если автолюбитель попал в дорожную яму, фактически он является пострадавшим от ДТП не по своей воле. Однако со страховкой вопрос сложный.

Возьмем, к примеру, ОСАГО. Смысл данного типа страхования состоит в том, чтобы компенсировать ущерб второй, потерпевшей, стороне. Самому получить страховку не получится. Однако в анализируемой ситуации данный вариант имеет право сработать только в одном случае.

Допустим, водитель, попавший в яму, повредил другой автотранспорт в результате вынужденного маневра. Тогда полис ОСАГО пригодится и с помощью него удастся компенсировать ущерб пострадавшему. При этом, собранные документы помогут защититься от регрессных требований.

Другое дело, что страховые выплаты за ущерб от ямы осуществляются в рамках КАСКО, где получить возмещение будет проще. Ведь перечень страховых случаев оговорен в договоре.

Но стоит быть готовым к тому, что не вся сумма восстановительного ремонта будет возмещена. По КАСКО поправка делается на срок эксплуатации автомобиля, его техническое состояние до момента попадания в аварию.

Какие углубления на дорожном полотне могут считаться допустимыми?

Начиная с сентября 2018 года, в России стал действовать новый ГОСТ, который регламентирует размеры повреждения дорог и временной период на их устранение. Яма на дороге может быть не более 15 см в длину и не более 5 см в глубину. При этом площадь дефекта не должна превышать 60 кв. см. В случае если параметры дорожных углублений выше описанных норм, то водители, попавшие на своем авто в эти ямы, вправе требовать компенсационные выплаты от дорожников. Помимо этого, согласно действующему закону, ответственные за дорожное полотно лица, обязаны в зависимости от категории дороги устранить выявленные нарушения в течение 1-12 дней.

Также в соответствии с ГОСТом, в случае возникновения на дорожном покрытии колеи, размер которой по глубине превышает 2 см, а по длине 7 м, должна быть ликвидирована в срок 5-14 суток.

Что должны знать водители в РФ?

Независимо от постоянно поступающих от водителей жалоб на качество дорог в РФ, отвечающие за них службы не торопятся принимать меры. Разумеется, при езде по плохим дорогам автомобилисты должны быть осторожны. Приходится ездить на малой скорости и следить за ямами, стараясь их объезжать. Только в плотном потоке движения, особенно в час пик, это бывает невозможно.

Повреждение колеса

Нетрудно предсказать итог попадания колес в глубокую яму с острыми краями:

  • погнется или треснет колесный диск;
  • пострадает подвеска;
  • испортится резина;
  • деформируется полуось;
  • выйдет из строя шаровая;
  • порвется сайлентблок.

Ущерб может исчисляться тысячами рублей, в зависимости от стоимости запчастей для ремонта. Многие не знают, но если вы попали в яму на дороге и транспортное средство получило ущерб, вы можете получить компенсацию – это совершенно законно. Главное построить эффективную линию защиты. Попадая в яму на дороге, обращайтесь в страховую фирму с заявлением или направляйте его в суд. Разумеется, процедура запутанная и сложная, но без этого на компенсацию материального ущерба можно не рассчитывать.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *