Заявление об оспаривании исключения из егрюл: услуги юристов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заявление об оспаривании исключения из егрюл: услуги юристов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Судебный процесс осуществляется в порядке, предусмотренном для дел из публичных правоотношений (гл. 22, 24 АПК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 197 АПК РФ процедура инициируется путем подачи заявления о признании незаконными решения или действие исполнительного органа. Обращающаяся сторона именуется заинтересованным лицом, в роли которого выступает как организация, так и гражданин.

Проверка достоверности сведений о ЮЛ, содержащихся в ЕГРЮЛ

Положениями ст. 51 ГК РФ закреплен принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ, в соответствии с которым данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (п. 2 названной статьи). В свою очередь, на ИФНС возложена обязанность провести в порядке и в срок, которые преду­смотрены законом, проверку достоверности сведений о ЮЛ, включаемых в ЕГРЮЛ (п. 3).

Однако подобная проверка может быть осуществлена и в отношении уже включенных в реестр сведений о ЮЛ. Как гласит п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, ИФНС вправе провести проверку их достоверности.

К примеру, ИФНС может усомниться в достоверности указанного в ЕГРЮЛ юридического адреса ЮЛ. Напомним: в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес ЮЛ в пределах места нахождения этого лица (п. 3 ст. 54 ГК РФ). Причем это лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.

Порядок внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений

Следует учесть, что появление в ЕГРЮЛ записей о недостоверности сведений возможно только по результатам соответствующей проверки со стороны ИФНС.

К сведению: порядок проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, утвержден Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@. Основанием для назначения такой проверки является заявление заинтересованного лица. Она осуществляется в срок не более 1 месяца, следующего за истечением 7 рабочих дней со дня получения указанного заявления. В некоторых случаях этот срок может быть увеличен до 2 месяцев (п. 9 Приказа № ММВ-7-14/72@).

Если по результатам проверки ИФНС установит недостоверность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о ЮЛ, она направит проверяемому лицу (а также его учредителям и (или) участникам и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного ЮЛ), уведомление о необходимости представления в ИФНС достоверных сведений (п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ, п. 18 Приказа № ММВ-7-14/72@).

В свою очередь, ЮЛ обязано в течение 30 дней с момента направления данного уведомления сообщить в ИФНС соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

Если ЮЛ не исполнит эту обязанность в указанный срок или представит документы, не подтверждающие достоверность сведений, то ИФНС внесет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в реестре сведений о нем (см. также Письмо Минфина России от 11.03.2019 № 03-12-13/15455).

Обратите внимание: Инспекция не обязана проверять наличие у исключаемого из реестра ЮЛ неисполненных обязательств перед третьими лицами (за исключением информации об открытом исполнительном производстве). Взыскатели задолженности исключаемого из реестра лица, учитывая полномочия ИФНС, могут и должны сами контролировать действия ИФНС, которые она проводит в отношении должника (см. Постановление АС СЗО от 08.04.2019 № Ф07-1798/2019 по делу № А56-67726/2018).

Таким образом, внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о ЮЛ предшествует процедура, в рамках которой данное лицо может устранить возникшие у ИФНС обоснованные сомнения в достоверности сведений о нем, включенных в ЕГРЮЛ (см. Письмо Минфина России от 11.03.2019 № 03-12-13/15455).

Но если такая запись в реестре все же появилась, отчаиваться не нужно: это не окончательный приговор, а предупреждение. И у ЮЛ еще достаточно времени для исправления ситуации.

Основания для оспаривания решения

При исключении из реестра в административном порядке оспорить решение можно при наличии этих оснований:

  • Нет оснований для исключения из ЕГРЮЛ. К примеру, налоговая ошиблась, получила неверные сведения и на их основании приняла решение об исключении.
  • Нарушен порядок исключения. К примеру, в СМИ не публиковалось сообщения о проведении процедуры.
  • Были получены возражения. В течение 3 месяцев после исключения ЮЛ или кредиторы могут отправить обоснованные возражения. В этом случае процедура должна быть остановлена. Если возражения не были приняты к учету, появляются основания для проведения оспаривания.
Читайте также:  Материнский капитал на улучшение жилищных условий в 2023 году

Все рассмотренные основания должны быть подтверждены документально.

Кто и когда начинает оспаривание исключения из ЕГРЮЛ?

Преимущественно мотивами для обжалования ликвидационного процесса или обжалование действий ликвидатора выступают сами же причины ликвидации. Вот несколько основных моментов, по которым можно приступать к борьбе за восстановление организации в правовом поле:

  1. кредиторы, вложившие в ликвидацию юридического лица определенную сумму денег или собственность, не получили желаемого эффекта, обращаются в суд с оспариванием ликвидационного процесса;
  2. обращение учредителей – исковое заявление о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ может быть рассмотрено при обращении учредителей организации, в случае если ликвидация была по инициативе налоговой;
  3. обращение налоговой.

Безусловно, любой факт того, что компания ликвидируется не на вполне законных основаниях, необходимо доказать. Доказательства предоставляются весомые:

  • нарушено законодательство;
  • нарушена процедура ликвидации;
  • отсутствие обоснованных поводов для ликвидации.

Порядок обжалования решения о ликвидации

В законодательной базе четко прописана процедура и порядок, в который проводится оспаривание записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организации и восстановление права на существование юрлица.

Преимущественно это:

  • обращение к службе, занимающейся регистрацией и ликвидацией юридических лиц с иском. Цель такого обращения – признание недействительной записи в ЕГРЮЛ;
  • обращение к комиссии по ликвидации с иском – подобное обращение позволит не только осуществить действие — отмена записи в ЕГРЮЛ, но и доказать имеющие место недостатки. Например, не предоставление информации всем кредиторам, умышленное занижение суммы цены актива.

Срок, который предоставляется на обжалование записи в ЕГРЮЛ, составляет 1 год с момента подачи информации о ликвидации в СМИ. При этом есть возможность этот срок продлить. Но это только в определенных случаях, когда участники процесса смогут доказать, что не имели понятия о ситуации с компанией по вполне уважительным причинам.

Обязательно примите во внимание предоставленную нами информацию. Если же возникнут проблемы, вам следует заручиться поддержкой специалистов, которые зарекомендовали себя с наилучшей стороны. Тогда у вас будут все шансы на положительный исход событий. В этом вы можете быть уверены на все сто процентов.

Алгоритм действий при оспаривании ликвидации

Существует два порядка оспаривания ликвидации:

  1. Административный
  2. Судебный

Для этого заинтересованному лицу нужно обратится с жалобой в регистрирующий орган на внесение в ЕГРЮЛ записи о ликвидации того или иного юридического лица в вышестоящую инстанцию. После этого орган, принявший жалобу, перешлёт её в вышестоящую инстанцию, которая и будет её рассматривать.

Если регистрирующий орган отказал в удовлетворении требований. Тогда нужно обращаться в суд.

В исковом заявлении необходимо указать:

  1. Наименование суда
  2. Данные заявителя
  3. Данные о заинтересованном лице
  4. Результат рассмотрения жалобы
  5. Сведения о нарушении прав заявителя

Юридические лица должны понимать последствия исключения из ЕГРЮЛ, которые могут коснуться многих сфер деятельности и участников. К основным стоит отнести:

  • Остановка обязательств юрлица с указанием метода прекращения процесса.
  • Появление субсидиарной ответственности, которая может перекладываться на другой субъект. Это может коснуться руководителей и учредителей, имеющих право давать неправомерные указания, приведшие к негативным последствиям. Раньше такая процедура была возможна только при банкротстве, но сегодня она действует и при исключении из ЕГРЮЛ при наличии задолженности.
  • Распределение собственности. Со временем у исключенного юрлица могут найти имущество, о котором намеренно или случайно забыли. В таком случае в течение 5-ти лет может быть подан иск с привлечением арбитражного управляющего и запуском новых разбирательств.
  • Погашение задолженности перед кредиторами с учетом имеющейся собственности. При отсутствии такового, если оно не было найдено, долг относится к категории безнадежного.

Проверка достоверности

Создание юр. лица, изменения в его структуре и учредительных документах регулирует 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Любые изменения подтверждаются актами налоговой службы, и запись вносится в ЕГРЮЛ.

Согласно п. 4 ст. 6 129-ФЗ, ЕГРЮЛ — государственная информационная база, сведения из которой доступны для всех. Как сказано в п. 9 ст. 14 149-ФЗ, достоверность данных системы обеспечивается госорганами, в данном случае — налоговой службой России.

Так как ЕГРЮЛ является официальным источником информации об организациях и ИП, все сведения в нем должны быть достоверными, в том числе о месте нахождения лиц. По п. 4.2 129-ФЗ, данные о ЮЛ проверяются ФНС тогда, когда ставится под сомнение их достоверность, например, в случае получения информации об отсутствии юр. лица по указанному в ЕГРЮЛ месту нахождения.

Читайте также:  Что означает фраза «за впервые совершенное административное правонарушение»?

Достоверность сведений ЕГРЮЛ проверяется в соответствии с п. 4.2 ст. 9 129-ФЗ. Процедура осуществляется в течение одного месяца с даты получения заявления. Если недостоверность подтверждается, налоговая направляет юр. лицу запрос о необходимости представить достоверную информацию. Для предоставления информации дается 30 дней. Если ФНС не получает по истечении указанного срока ответа, то вносит в ЕГРЮЛ информацию о недостоверности сведений о юр. лице.

Решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ выносит ФНС. Если компания в течение одного года не вела деятельность, то налоговая исключает её из реестра.

Для ФНС недействующая организация определяется по двум критериям:

  • не сдаётся отчётность;
  • операции по банковским счетам отсутствуют.

Также налоговая может исключить компанию из реестра, если:

  • в нём в отношении организации имеется запись о недостоверности данных, которая не исчезает уже более полугода;
  • у организации нет средств провести ликвидацию.

Как налоговая исключает ООО из ЕГРЮЛ

Если одно из вышеперечисленных условий имеет место быть, налоговый орган вправе ликвидировать ООО в добровольном порядке.

О предстоящем исключении фирмы из реестра ЕГРЮЛ должны узнать ее потенциальные кредиторы. Для этого налоговая размещает текст решения в журнале «Вестник государственной регистрации». Сообщение в журнале приравнено к уведомлению заинтересованных контрагентов ликвидируемой компании.

Если в течение трех месяцев после публикации ни один из кредиторов не прислал налоговой заявление о своих требованиях, такая организация исключается из реестра ЕГРЮЛ. Таким образом фирма считается ликвидируемой.

Административный порядок

Для заведения административного дела нужно составить заявление. Пункт доставки его определяется в зависимости от ситуации:

  • Сначала заявление отправляется в региональное управление ФНС на основании пункта 1 статьи 25.2 ФЗ №129.
  • Если ФНС отказала в требованиях заявителю, заявление отправляется в суд (пункт 2 статьи 25.2 ФЗ №129).

ЮЛ можно не обращаться в ФНС, так как досудебное регулирование не является обязательным. Можно сразу составлять иск в суд. Если же заявитель обратится в ФНС, он может отменить свое прошение на любом этапе (пункт 4 статьи 25.2 ФЗ №129).

Административный порядок предполагает отправку обращения через следующие органы:

  • Инспекцию, которая принимала решение об исключении.
  • Орган, который ответственен за пересмотр решений инспекций.

Заявления рассматриваются в течение 15 дней. Срок отсчитывается с даты его получения инспекцией. Он может быть продлен на 10 суток. Решение направляется заявителю.

Заявление можно составить в двух формах:

  • Письменная. Прошение должно быть обязательно подписано. Отправляется оно или лично, или по почте.
  • Электронная. Подать прошение можно через интернет. На нем ставится простая электронная подпись.

Структура заявления предполагает три части:

  1. Преамбула. Указываются данные заявителя: наименование и адрес ЮЛ. Нужно прописать наименование органы подачи, реквизиты акта, который оспаривается.
  2. Описательная. Нужно указать основания, по которым решение органа не является законным.
  3. Просительная. Нужно указать требование. Это просьба о включении компании в ЕГРЮЛ.

Также в заявлении прописываются эти сведения:

  • Адрес заявителя, телефон и электронная почта.
  • ОГРН и ИНН.

К прошению нужно приложить бумаги:

  • Документы, являющиеся подтверждением аргументов просителя.
  • Доверенность, если заявление подает представитель.

Заявителю нужно оспорить основания, на которых проводилось исключение. К примеру, можно доказать, что ЮЛ сдавало отчетность.

Оспаривание исключения из егрюл недействующих юридических лиц

В последнее время зачастую приходится сталкиваться со случаями ликвидации юридических лиц во внесудебном (административном) порядке на основании ст. 21.1 Федерального закона РФ от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В связи с этим возникает много спорных вопросов.

В соответствии с положениями указанной статьи юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее — недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Данное положение закона направлено, главным образом, на борьбу с так называемыми фирмами – «однодневками». Однако нередки случаи, когда в административном (внесудебном) порядке налоговым органом прекращается деятельность вполне легальных коммерческих и некоммерческих организаций, просто по тем или иным причинам не предоставившим документы отчетности и не ведущим операций по счетам.

Это происходит, в первую очередь, в связи с тем, что упомянутой статьей Закона предусмотрено соблюдение только формальных оснований для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, а именно – отсутствие движения по счету (счетам) в течение года и непредоставление за последний год налоговой отчетности. При этом проверки фактического ведения или неведения организацией деятельности в соответствии с Уставом, налоговыми органами, как правило, не проводятся. Хотяв силу ст. ст. 31, 32 НК РФ законная возможность проверить фактические обстоятельства деятельности общества у налоговых органов имеется. Вместе с тем, как неоднократно указывали арбитражные суды различных инстанций, отменяя решения налоговых органов, «формальное наличие у общества признаков лица, прекратившего свою деятельность, не является безусловным основанием для исключения его из государственного реестра».

Интерфакс предоставляет сведения регистрационному органу

  • о введении каждой из стадий банкротства (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, признания корпорация налоговиков в суде. Но попытки оказались безуспешными — все по закону. И только КС РФ указал, что ситуация получилась несправедливой. Он признал незаконными нормы по поводу исключения компаний как недействующих, в отношении которых суд по заявлению кредитора ввел процедуру банкротства. должника банкротом и открытия конкурсного производства);
  • дате введения соответствующей процедуры;
  • прекращении производства по делу о банкротстве;
  • об утвержденных внешнем или конкурсном управляющем (фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, его ИНН) и об изменении таких сведений.
Читайте также:  Освобождение и отсрочка от призыва в армию в Казахстане

Способы обжалования исключения из ЕГРЮЛ

Законодательством, кроме упомянутого выше обнародования в информационном издании, никакого обязательного уведомления участников предприятия, его руководителя со стороны налоговой не предусмотрено. В связи с этим узнать о предстоящем исключении можно, только если систематически отслеживать новости на сайте. Понятно, что никто этим не занимается.

По этой причине часто заинтересованные лица узнают о факте прекращения после его совершения. Возможно ли оспаривание исключения юридического лица из ЕГРЮЛ?

Решение и действие территориального регистрирующего органа по выбору протестующего лица можно обжаловать:

  • В вышестоящем регистрирующем органе (абз. 1 п. 1 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
  • В Арбитражном суде по месту нахождения налоговой инспекции (ч. 2 ст. 189, ст. 35 АПК РФ). Обратите внимание, что досудебное урегулирование по данному делу не является обязательным.

На обжалование дается 1 год с момента, как субъект узнал о нарушении своих прав (п. 8 ст. 22 закона № 129-ФЗ). Это специальный срок, так как по общему правилу для оспаривания предоставляется только 3 месяца (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Кроме того, законодательством не предусмотрена возможность восстановления срока в случае его пропуска.

Что делать кредитору, если должника исключают из ЕГРЮЛ. Рекомендации юристов

опубликовано: 06.11.2017

За все время своей работы налоговики исключили из ЕГРЮЛ более 3,5 млн компаний. Пока они борются таким способом с однодневками, страдают другие организации.

Распространенной стала ситуация, когда за контрагентом числится долг, у него даже есть какое-то имущество, а потом вдруг выясняется, что должника исключили из реестра. Без процедуры ликвидации или банкротства.

Ситуация для кредитора непростая, но не безнадежная.

Налоговики вправе исключить компанию из ЕГРЮЛ, если она последние 12 месяцев не подавала налоговую отчетность и не осуществляла операции хотя бы по одному банковскому счету. В этом случае общество признается фактически прекратившим свою деятельность, то есть недействующим.

Никакие решения от учредителей или их согласие не нужны. Налоговый орган сам исключает компанию из реестра. Правда, этим летом вступили в силу поправки, принятые еще в конце прошлого года Федеральным законом от 28.12.2016 No 488-ФЗ.

Эти изменения появились в том числе для защиты кредиторов, которые столкнулись с исключением задолжавшего контрагента из ЕГРЮЛ.

Административный порядок обжалования

Административная процедура начинается с подачи заинтересованным лицом жалобы об оспаривании государственной регистрации исключения недействующей компании. При этом соблюдается следующая иерархия органов обращения:

  • Жалоба на решение первого звена направляется в вышестоящий орган. Как правило, таким учреждением является региональное управление ФНС РФ (абз. 1 п. 1 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
  • Если заявитель и далее будет не согласен с результатами своего оспаривания, он имеет право написать в ФНС РФ (абз. 1 п. 2 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
  • Решения ФНС РФ обжалуются только в суде (абз. 2 п. 2 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).

На каждой из этих стадий заявитель может прекратить административный процесс и перейти к судебному. Помимо этого, на любом этапе внесудебной процедуры податель имеет право отозвать свое прошение до получения по нему какого-либо результата (п. 4 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).

Подпишитесь на рассылку

Читайте нас в Яндекс.Дзен Читайте нас в Telegram

Жалоба направляется:

  • через инспекцию, с решением которой заявитель не согласен;
  • непосредственно в организацию, уполномоченную на пересмотр актов первичного звена.

Срок рассмотрения заявления составляет 15 рабочих дней с даты его получения, но может быть продлен еще на 10 рабочих дней. Решение по делу отправляется обращающемуся лицу и в регистрирующий орган не позднее следующего дня после принятия.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *